Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry


статья Льва Гурского в газете "Наша Версия" №29 (29 мая 2009)

Карта в рукаве

Оказывается, карты бывают не только географическими, игральными, кредитными или медицинскими: нашим землякам, к примеру, на днях привалило счастье в виде «Литературной карты Саратовского края» - трехсотстраничной желто-зеленой книги, выпущенной в серии «Библиотека АСП» (составители А. Амусин и В. Вардугин).

Итак, жили-были Кирилл и Мефодий. В один прекрасный день эти скромные святые изобрели славянскую письменность, не подозревая о том, что попутно изобрели еще и статью расхода для бюджета Саратовской губернии... Жило-было саратовское губернское начальство, которое при одном упоминании о Кирилле с Мефодием ощутило вдруг такой душевный подъем, что решило вести себя по примеру бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова в обществе юной Лизы - то есть шиковать по полной, не считая копеек... Жила-была Ассоциация Саратовских Писателей, для которой удалой разгул губернской власти оказался весьма кстати, поскольку все свои стишки были уже изданы, все свежеизобретенные цацки были развешаны по лацканам, и теперь оставалось поведать миру о себе, любимых, чтобы твердый переплет и золотое тиснение снаружи, белая бумага и цветные вклейки внутри внушали читателю если не трепет, то уважение.

Нет, к самим буквам внутри «Литературной карты Саратовского края» претензий, разумеется, быть не может: святые Кирилл и Мефодий постарались на совесть.
А вот слова, из букв составленные... «Строки их поэм и стихотворений дышат речной прохладой... Герои рассказов писателя - люди крепкие физически и чистые душевно... В произведениях, написанных за рубежом (...), мысли писателя неизменно устремляются к Родине... Поэзия Ступина 1990-х и начала XXI века насыщена образами и лексикой запредельности существования человека...» Гм. Однако все по порядку.
Первый раздел книги, «Имя на книжной полке», имеет подзаголовок: «Писатели прошлых лет - уроженцы земли саратовской». Понятие «прошлых лет» составители трактуют довольно широко. Сюда отнесены и забытый беллетрист Степан Аникин, ушедший из жизни в 1919 году, и поэт-песенник Юрий Дружков, которого не стало в 2006-м. Грубо говоря, в первый раздел попали разнокалиберные покойники, объединенные фактором местной прописки. Там, где составители честно передрали, сильно ужимая, словарные статьи из уже имеющихся российских справочников, вышло еще так-сяк. Но едва составители проявляли художественную самодеятельность, то начинали происходить удивительные вещи: вместо трафаретного «Родился там-то и тогда-то» словарная статья могла вдруг начаться с фразы «Неисповедимы пути Господни!» (об А. Будищеве), а чуть ли не главной заслугой краеведа А. Папшева оказывалось то, что он «раскрыл значение герба г. Саратова: три стерлядки образуют букву греческого алфавита Y - ипсилон, графическое изображение выбора двух дорог: пути добродетели и пути порока» (интересно, по какой именно из дорог двинулись саратовцы?)
Во втором разделе, «На второй родине» (то есть «Писатели прошлых лет - уроженцы других регионов»), очутились уже те, кому не посчастливилось появиться на свет на благословенных волжских берегах, то есть, проще говоря, покойники-гастарбайтеры. Тут составители подзапутались. Неясно, например, отчего советский прозаик Федор Гладков (родившийся в селе Чернавка Саратовской губернии, ныне - Пензенская область) угодил во второй раздел - в то время как советский прозаик Федор Панферов (родившийся в селе Павловка Саратовской губернии, ныне - Ульяновская область) пребывает в первом. Чем «Цемент» одного хуже «Брусков» другого? В справочнике, однако, есть и более клинический случай: краеведов Алексеев Алексеевичей Луниных оказалось сразу два, как булгаковских управдомов из «Ивана Васильевича». Один Лунин, чистый наш земляк, расположился в первом разделе (с.50), другой - видимо, приезжий, но с биографией, повторяющей первую слово в слово, - еще и во втором разделе, на страницах 127 - 128.
Дальше структура справочника вдруг ломается. В разделе «Эпизод в судьбе» (то есть «Писатели, посещавшие Саратовский край») всего две собственно словарных статьи: одна посвящена Эдуарду Лимонову, сидевшему в местной колонии, вторая - адвокату Сергею Беляку, который Лимонова же и защищал, «параллельно выступая в печати в жанре судебной публицистики». Остальную часть раздела составляют крупные публикации, отчасти более-менее вменяемые (скажем, о саратовском периоде жизни Михаила Булгакова), отчасти откровенно безумные (например, о «саратовских страницах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - все того же А. Папшева, который ранее уже разгадал стерляжью тайну буквы «ипсилон»).
Впрочем, предшествующие разделы должны лишь оттенить заключительную часть книги - «Слуга слога» («Писатели Саратовского края наших дней»), ради которой высокобюджетный проект явно и затевался. В число «слуг», удостоенных персональной статьи, попали, разумеется, все члены АСП. Что же до прочих литераторов, то проявлена была трогательная избирательность, о методике которой простодушно поведал на презентации книги в областной библиотеке глава Ассоциации А. Амусин: «Есть писатели, у которых десятки книг, а они писателями не являются... я знаю много литераторов, членов Союза писателей, у них выходят книги, фильмы, сценарии, а они на самом деле бездари». И раз так, их просто нет в природе - и точка, а право отделить чистых от нечистых принадлежит составителям. Таким образом, в справочнике вообще не оказалось, например, поэтов Олега Рогова и Алексея Александрова, прозаиков Николая Якушева и Валерия Володина, литературоведа Виктора Селезнева или, допустим, известного на всю страну переводчика Вадима Михайлина (при том, что девушка А. Хрусталева - член АСП с единственной переведенной книгой - в справочнике, разумеется, героически присутствует).
Зато в справочнике есть, например, некто Евгений Запяткин, литературный псевдоним Зевс (знаете такого - не древнегреческого бога, а современного поэта?). Или некто Анатолий Комиссаренко («достаточно известен на литературных сайтах интернета», автор «рассказов о животных, о СПИДе и наркомании, деревенских и фантастических рассказов»). Или некто Петр Круть («не просто рисует портреты современников и описывает их судьбы, а постоянно находится в поиске сильных, рельефных, и, в некоторой степени, неоднозначных характеров»). Автор десятков книг, переведенных на многие языки, наш земляк Алексей Слаповский представлен тремя строками в примечаниях, зато подробной статьей осчастливлен член АСП Евгений Витальевич Голубь, у которого книг нет, зато имеется важная заслуга перед русской словесностью: «На протяжении последних 15-ти лет он рассказывал (так! - Л.Г.) об интересных малоизвестных фактах из личной жизни Ф. М. Достоевского, Д. В. Давыдова, А. К. Толстого, многих других известных писателей, поэтов и других именитых земляков». «Других»? Батюшки, выходит, Федор Михайлович с Алексеем Константиновичем - тоже из Саратова?
Но довольно примеров. Никакой газетной площади не хватит, чтобы запечатлеть все казусы и ляпы рецензируемой книги. Боюсь, даже щедрые спонсоры издания (среди которых, в частности, упомянуты губернатор Павел Ипатов и зампред областного правительства Александр Стрелюхин) едва ли предполагали, что деньги будут растрачены ТАКИМ ОБРАЗОМ. Какой там, к черту, профессионализм, если составители ухитрились переврать даже хрестоматийную строку Пушкина (вместо «племя младое, незнакомое» - «племя младое, неизвестное»)!
Пожалуй, пушкинская графиня могла бы запросто уморить Германна, если бы подсунула ему вместо пиковой дамы «Литературную карту Саратовского края». А уж если бы Христофор Колумб по этой «Литкарте», упаси Боже, плыл, он смог бы открыть не Америку и даже не Индию, а, в лучшем случае, - захудалую саратовскую пельменную.

Лев ГУРСКИЙ (29.05.2009)

upd:

Открытое письмо Романа Арбитмана в "Литературной России"

Ответ гл. редактора "Литературной России"

Пост на эту тему в ЖЖ у Алексея Слаповского

Другая точка зрения: Борис Глубоков на СарИнформ (за ссылку спасибо Антону Белохвостову [info]mnogodela)

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
(Anonymous) wrote:
May. 29th, 2009 10:33 am (UTC)
Ничего удивительного... выделенные средства освоили, "карту" издали... дело закрыто господа...
[info]ch_biletik wrote:
May. 29th, 2009 10:38 am (UTC)
кто спорит, освоение денежных средств - основная функция местных писательских организаций:)
[info]rost_visas wrote:
May. 29th, 2009 10:51 am (UTC)
Как говорится: Зри в корен...
[info]ommenysh wrote:
May. 29th, 2009 03:11 pm (UTC)
Знакомая ситуация. Меня пару лет назад чуть удар не хватил, когда я увидела какой-то рязанский сборник, где были собраны стишки школьников. В том числе добрые составители, не спросив меня, откопали где-то стишки меня двенадцатилетней (представляете, какой там уровень графомани), переиначили несколько строк(сделали из плохого такое же плохое) и поместили чуть ли не в начало. И ведь кто-то выделял на это средства, страшно подумать...
[info]ch_biletik wrote:
May. 29th, 2009 03:45 pm (UTC)
Все по утвержденному плану
Ну да, обычно так и бывает. Самое печальное, что в конце этой цепочки "деньги-план-составители-издание" по идее должен быть читатель, которого по большей части нет, потому что и он заранее утвержден

[info]050778 wrote:
May. 29th, 2009 03:57 pm (UTC)
по наличию читателя уже отчитались :-)
[info]ommenysh wrote:
May. 29th, 2009 04:02 pm (UTC)
Когда оказываешься в подобном издании и с позорными текстами, невольно радуешься отсутствию читателя. А то как-то раз ко мне в Рязани подскочила девушка и восторженно сказала: "А я читала Вас, мне так понравилось!" - и предъявила... мелкий рязанский журнал десятилетней давности, где в рамках какого-то детстко-школьного мероприятия был напечатан всякий бред школьников) Я чуть под землю не провалилась...
[info]ch_biletik wrote:
May. 29th, 2009 04:16 pm (UTC)
Эх, вот сейчас начнем вспоминать:) Первая публикация - в газете без моего ведома оттяпали первую и последнюю строфы стихотворения. Забавно, что этот Прокруст был удивлен и даже обижен, когда я ему все высказал
[info]ommenysh wrote:
May. 29th, 2009 07:08 pm (UTC)
Вот видите, какой Вы смелый, Вы ему все высказали :) (впрочем, ели мне попадутся эти, которые это издавали, пожалуй, возьму пример...))))
[info]050778 wrote:
May. 29th, 2009 03:56 pm (UTC)
про Заугарова, я так понимаю, даже заикаться глупо? :-)
Ане Хрусталёвой при случае передам
[info]ch_biletik wrote:
May. 29th, 2009 04:05 pm (UTC)
да, Антон, Заугарова там по определению быть не может
м.б. это и к лучшему:)
[info]mnogodela wrote:
May. 29th, 2009 08:46 pm (UTC)
Вот я, например, знаю Запяткина лично. Когда он выступал перед нашим классом, я был единственным, купившим его книгу стихов, "Чёрное и белое". Все остальные приобретали юмористическую повесть "Пельмени до Москвы". От радости он сделал мне дарственную надпись, нечто вроде "Антону Белохвостову, с пожеланием навечно оставаться в мире поэзии, где человеку тепло и приятно". А ещё пару лет назад он был признан самым культурным работником Балаковской администрации.
Господин Комиссаренко в это время печатал сносную прозу в собственной газете "Л.И.К. Балакова" (Литература. Искусство. Культура) и обличительные рецензии на фекальный юмор "Пельменей до Москвы"...
[info]ch_biletik wrote:
May. 30th, 2009 07:20 am (UTC)
Ага, ну вот проясняется что-то
Я в общем не против всех этих людей и их присутствия в этом издании, важно, чтобы у предполагаемого читателя общая картина складывалась цельная, а этого, как выясняется, нет.
Вообще вопрос об соотношении субъективного и объективного в антологиях у составителей для меня лично всегда наиболее интересен.
[info]mnogodela wrote:
May. 31st, 2009 11:38 pm (UTC)
[info]ch_biletik wrote:
Jun. 1st, 2009 06:24 am (UTC)
спасибо, Антон! Сейчас приделаю ссылочку
[info]zloy_horek wrote:
Jun. 12th, 2009 02:24 pm (UTC)
по-моему, этого мужчину, детского писателя лечить надо. т.к. я прочитала (спасибо Роману) статью в "Земском обозрении", это нечто вообще. мало того, что за гранью добра и зла, так за гранью психического здоровья. в продолжение ссылочка - http://nversia.com/614.html
Михаил Каришнев-Лубоцкий его зовут.
очень позорно. я даже предположить не могла, что люди так низко могут пасть. им же помощь нужна какая-то медикаментозная,а не книжки издавать.
[info]ch_biletik wrote:
Jun. 12th, 2009 03:13 pm (UTC)
Да, я тоже прочитал. Действительно бред какой-то написан, впрочем ничего нового у М.К-Л в аргументации я не обнаружил, а по касательной и тебе, Марта, досталось, и главному редактору журнала "Знамя".
А формулировочки какие там - супер! А главное они, АСП-эшники себя действительно считают достойным объектом для зависти, бедные графоманы
[info]zloy_horek wrote:
Jun. 12th, 2009 03:20 pm (UTC)
да мне как-то все равно, если честно. если бы их можно было вылечить. я бы еще и денег подкинула докторам. но такое же не лечится, к сожалению.
у меня тоже вызвала буквально шок мысль о том, что им в чем-то можно завидовать. опозорились как только могли, причем постарались, чтобы все обратили внимание на их позор. ужас. тут просто ни логики, ни здравого смысла - напор глупости и какого-то очень насыщенного бреда. роман хорошо написал, но толку?
все это пожохе на какой-то средней руки хоррор про инопланетян-мозгососов. где у них кнопка, кто бы знал?
[info]ch_biletik wrote:
Jun. 12th, 2009 04:30 pm (UTC)
доктор Хауз тут не поможет, факт. Кнопка там, где ей и надлежит быть, в кабинете, где им все эти проекты оплачивают. Недаром они так разъярились, когда Р.А. на это намекнул.
Добчинские, слегка мутировавшие, но по сути все такие же. "Волга-21 век" выпускается, чтобы покрываться пылью в библиотеках области, хрестоматия, теперь и справочник этот - все туда же.
[info]zloy_horek wrote:
Jun. 12th, 2009 04:34 pm (UTC)
странно, что смысла в этом тоже нет. как бы логика понятна, но все равно это гораздо более сложно и проблемно, чем если бы делать все правильно и по-человечески.
[info]zloy_horek wrote:
Jun. 12th, 2009 04:41 pm (UTC)
что характерно, мне вообще "везет" - меня нет ни на одной карте ни на литкарте, ни (хвала аллаху) на аспшной. из чего следует вывод о том, что я сама по себе. что, с одной стороны, печалит, а с другой - радует. главное, не скушно.
[info]ch_biletik wrote:
Jun. 12th, 2009 04:50 pm (UTC)
Ну, Новая Литературная Карта России - проект энциклопедического характера, и в силу своего размаха немного инертен. Так что все еще впереди.
А с АСПэшной - да, нам, похоже, повезло не вляпаться в историю:)
[info]zloy_horek wrote:
Jun. 12th, 2009 05:12 pm (UTC)
карта - фик бы с ней - будет валяться еще одна никем не читанная книжка где-то далеко на полках, жителям города с дебиловатым памятником в честь праздника как не повезло. я не в саратове была, когда вся эта кутерьма происходила, и хорошо. до сих пор видела его только на фото, не хочу портить память об сгу, постараюсь там мимо не проходить..
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2009
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner